Профессиональная этика. Семинары
Семинары по предмету "Профессиональная этика"
Занятие № 1 .
Вопрос № 1. Кто ввел термин «этика» в оборот?
1) Конфуций;
2) Платон;
3) Аристотель.
Вопрос № 2. Кто является основоположником рациональной этики?
1) И.Кант;
2) Ф.Ницще;
3) А.Швейцер.
Вопрос № 3. Основоположником какой этики является А.Швейцер?
1) этического прагматизма;
2) этики благоговения перед жизнью;
3) экзистенциалистской этики.
Вопрос № 4. Для какой из перечисленных наук этика является основой?
1) педагогики;
2) психологии;
3) логики.
Вопрос № 5. Этический прагматизм предполагает:
1) достижение цели любыми средствами;
2) уход от действительности в свои интимные переживания;
3) борьбу со злом, но не средствами зла.
Вопрос № 6. В чем суть этического учения Эпикура?
1) в наслаждении;
2) в ограничении удовольствий;
3) в покорности судьбе.
Вопрос № 7. Какая христианская добродетель учит прощать врагов?
1) вера;
2) надежда;
3) любовь.
Вопрос № 8. Назовите латинский эквивалент древнегреческого термина «этика»:
1) ethos;
2) mores;
3) moralities.
Вопрос № 9. Изучение каких идеалов формирует содержание науки этики?
1) идеалов истины;
2) идеалов красоты;
3) идеалов добродетели.
Вопрос № 10. Кто из мыслителей внес в этику идеальное понимание нравственного?
1) Сократа;
2) Платон;
3) Аристотель.
Вопрос № 11. Какая наука в системе этических наук изучает проблемы добра и зла?
1) этическая аксиология;
2) деонтология;
3) дескриптивная этика.
Вопрос № 12. Что представляет собой этика как наука?
1) форму общественного сознания;
2) теоретическое знание о морали;
3) регулятор общественных отношений.
Занятие № 2 .
Вопрос № 1. Что в системе морали имеет высший статус и наполняет жизнь человека особым смыслом?
1) моральные ценности;
2) моральные принципы;
3) моральные нормы.
Вопрос № 2. Идеал — это:
1) высшая ценность, образец для подражания;
2) социальная норма, регулирующая поведение человека в обществе;
3) правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
Вопрос № 3. Нормы морали — это:
1) формы общественного сознания, представляющие собой систему взглядов, оценок, а также чувств и эмоций;
2) универсальные формулы поведения, имеющие всеобщее значение, охватывающие всех людей, закрепляющие основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества;
3) социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.
Вопрос № 4. Как называются наиболее обобщенные, стабильные, длительно существующие правила поведения людей в обществе?
1) обычаи;
2)традиции;
3) ритуалы.
Вопрос № 5. Какая этическая концепция рассматривает мораль как врожденное свойство человека?
1) социально-историческая концепция;
2) религиозная концепция;
3) натуралистическая концепция.
Вопрос № 6. В какой Форме могут быть выражены нравственные нормы?
1) в негативной;
2) в позитивной;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 7. Мораль - это:
1) форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей в обществе;
2) способ регулирования поведения людей в обществе;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 8. Какой подход к вопросу о сущности и происхождении морали рассматривает мораль как нечто абсолютное, вечное, одинаковое, данное нам свыше?
1) религиозный;
2) натуралистический;
3} социально-исторический.
Вопрос № 9. Какие уровни выделены в общественном нравственном сознании?
1) сознательный и бессознательный;
2) обыденный и теоретический;
3) общественный и индивидуальный.
Вопрос № 10. Какую функцию выполняет мораль, ориентируя человека в мире окружающих его КУЛЬТУРНЫХ ценностей?
1) оценочно-императивную;
2)мотивационную;
3) ценностно-ориентирующую.
Вопрос № 11. Какая Форма нравственного сознания не является элементом социальной жизни?
1) общественная;
2)индивидуальная;
3) коллективная.
Вопрос N9 12. Какой структурный компрнент морали представляет собой объективную сторону нравственности?
1) нравственное сознание;
2) нравственные отношения;
3) нравственная деятельность.
Занятие № 3 .
Вопрос № 1. Какие позиции противостоят в экологической этике?
1) антропоцентризм и биоцентризм;
2) теоцентризм и антропоцентризм;
3) антропоцентризм и техноцентризм.
Вопрос № 2. Что представляют собой профессиональные моральные нормы?
1) правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов;
2) этические воззрения, характерные для конкретных видов деятельности, конкретных профессий;
3) нравственное самосознание профессиональной группы, ее психологию и идеологию.
Вопрос № 3. Проблемы прикладной этики, касающиеся допустимых границ манипулирования жизнью и смертью человека, называются:
1) открытыми;
2) пограничными;
3) междисциплинарными.
Вопрос № 4. В какой профессии главным этическим постулатом является тезис «не навреди»?
1) в профессии педагога;
2) в профессии врача;
3) в профессии юриста.
Вопрос № 5. Какой способ освоения специалистом целей и содержания своей профессиональной деятельности представляет собой профессиональная этика?
1) оценочный;
2) императивный;
3) оценочно-императивный.
Вопрос № 6. В каком соотношении находятся прикладная и профессиональная этики?
1) прикладная этика и профессиональная этика абсолютно тождественны;
2) прикладная этика отчасти совпадает с профессиональной этикой, но не тождественна ей;
3) прикладная этика не совпадает с профессиональной этикой, и не тождественна ей.
Вопрос № 7. Чем отличается прикладная этика от общей?
1) прикладная этика более прагматична и более специализирована;
2) прикладная этика более научна и менее специализирована;
3) прикладная этика ничем не отличается от общей этики.
Вопрос № 8. Для какой группы профессий имеет значение изучение профессиональной этики?
1) человек – природа;
2) человек – техника;
3) человек – человек.
Вопрос № 9. К какой части структуры этики относится профессиональная этика?
1) к нормативной;
2) к теоретической;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 10. Профессиональная этика регулирует:
1) нравственные отношения людей в трудовой сфере;
2) трудовые отношения людей в экономической сфере;
3) экономические отношения людей в социальной сфере.
Вопрос № 11. К какой структурной части этики относится профессиональная этика?
1) к прикладной;
2) к научной;
3) к религиозной.
Вопрос № 12. Найдите научное определение понятию «профессиональная этика – это…»:
1) наука о сущности, происхождении и развитии морали;
2) учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле;
3) раздел этики, изучающий профессиональную мораль как совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этические принципы и нормы поведения, отражающие сущность профессии и обеспечивающие отношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.
Занятие № 4 .
Вопрос № 1. Какой уровень правосознания носит эмпирический характер?
1) обыденный;
2)теоретический;
3) профессиональный.
Вопрос № 2. Профессиональное правосознание - это:
1) чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у людей на основе профессиональной деятельности;
2) массовые представления людей, настроения "по поводу" права, возникающие под влиянием жизненного опыта;
3) идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права.
Вопрос № 3. Способом правового регулирования являются:
1) общественное мнение;
2) общепринятые обычаи;
3) нормативные акты.
Вопрос № 4. Какая ФУНКЦИЯ права включает в себя НОРМЫ-ПРИНЦИПЫ, нормы-цели, презумпции, преамбулы, нормы-условия?
1) нравственно-стимулирующая;
2) нравственно-информационная;
3) нравственно-профилактическая.
Вопрос № 5. Какова цель нравственно-стимулирующей функции права?
1) формировать активного человека;
2) передавать сведения о существующих нравственных ценностях;
3) нравственно организовывать все виды деятельности человека.
Вопрос № 6. В чем выражаются отношения к правовым ценностям?
1) в деятельности;
2) в оценочных суждениях;
3) в знаниях.
Вопрос № 7. Что является объектом правового регулирования?
1) общественно значимое поведение;
2) личная жизнь;
3) межличностные отношения.
ВОПРОС № 8. Мораль и право различаются:
1) по форме общественного сознания;
2) по способу регулирования;
3) по целям и задачам.
Вопрос № 9. Какая ФУНКЦИЯ правосознания связана с интеллектуальным развитием личности?
1) регулятивная;
2)оценочная;
3) познавательная.
Вопрос № 10. Что имеет первостепенное значение для морали?
1) мотивы действий;
2) действия человека;
3) последствия действий.
Вопрос № 11. На чем основаны социальные ожидания, связанные с моралью?
1) на нравственной репутации человека;
2) на профессиональных качествах личности;
3) на стабильности правовых норм.
Вопрос № 12. Что является предметом морального регулирования?
1) действия, доказуемые в случае спора;
2) качества личности, выраженные в ее поведении и поступках;
3) оба ответа верны.
Занятие № 5 .
Вопрос № 1. Какие из нравственных качеств разрушают нравственную КУЛЬТУРУ ЛИЧНОСТИ юриста?
1) принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
2) безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
3) беспринципность, готовность к компромиссам, предвзятость в принятии решений.
Вопрос № 2. Какая группа содержательных компонентов морально-психологической подготовленности
регулирует работу юриста-профессионала?
1) общетрудовые;
2) человеческие;
3) профессионально-трудовые.
Вопрос № 3. Какие компоненты морально-психологической подготовленности регулируют отношение
юриста к самому себе?
1)самооценочные;
2) человеческие;
3) профессионально-трудовые.
Вопрос № 4. Что представляют собой морально-психологические знания и убеждения юриста?
1) моральное мировоззрение;
2) глубокое и правильное понимание вопросов морали и этики профессионального поведения;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 5. Каким ПРИНЦИПОМ руководствуется общественность, КОНТРОЛИРУЯ разбирательство дел в судах?
1) принципом коллективизма;
2) принципом гласности;
3) принципом разделения властей.
Вопрос № 6. Каким морально-правовым принципом должен руководствоваться в своей работе любой работник правоохранительных органов?
1) принципом справедливости;
2) принципом разделения властей;
3) принципом коллективизма.
Вопрос № 7. Ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности это
1) направленность;
2) профессиональная направленность;
3) профессиональная направленность юриста.
Вопрос № 8. На чем базируется профессиональная направленность юриста?
1) на общей направленности личности;
2) на психологических свойствах личности;
3) на знаниях и умениях.
Вопрос № 9. «Цель оправдывает средства». Применимо ли это высказывание в юридической деятельности?
1)да,применимо;
2)нет не применимо;
3) все зависит от ситуации.
Вопрос № 10. Почему особое значение в работе юристов приобретают четко сформулированные и устойчивые нравственные идеалы?
1) служебная деятельность требует от человека мобилизации всех его духовных, физических сил и способностей, связана с рядом ограничений и трудностей, а иногда и с реальным риском для жизни;
2) юридическая деятельность по своему содержанию носит ярко выраженный характер целенаправленной защиты нравственных и эстетических ценностей общества и, таким образом, противопоставлена безнравственным и антигуманным проявлениям;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 11. Существует ли противоречие между общими для всех принципами и нормами морали и специфическими нравственными нормами, адресованными работникам юридической профессии?
1) всегда существует;
2) не существует;
3) существует в экстремальных ситуациях.
Вопрос № 12. Профессиональная направленность юриста - это:
1) ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности;
2) особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране;
3) совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество.
Занятие № 6 .
Вопрос № 1. Как называется главный этический принцип, закрепленный в ст. 2 главы 1 Конституции РФ?
1) принцип справедливости;
2) принцип гуманизма;
3) принцип равенства.
Вопрос № 2. В каком случае работник может считаться профессионалом?
1) когда он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность в социальном и нравственном отношении;
2) когда он обладает не только знаниями, навыками и умениями, но и развит как личность в социальном и нравственном отношении;
3) когда он не обладает знаниями, навыками и умениями, но развит как личность в социальном и нравственном отношении.
Вопрос № 3. Специфика профессиональной этики юриста заключается;
1) в необходимости постоянного повседневного общения с различными категориями граждан;
2) в регламентации профессиональной деятельности сотрудника правовыми нормативными актами;
3) в праве применять любые методы работы.
Вопрос № 4. Какую из ментальных черт отечественного правосознания считают самой древней и самой устойчивой?
1) «державность»;
2) правовой либерализм;
3) правовой нигилизм.
Вопрос № 5. Какие качества личности ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ходе профессиональной деятельности?
1) нравственные, психологические, духовные;
2) деловые и профессионально значимые;
3) оба ответа верны.
Вопрос № б. Деонтология - это:
1)учение об идеале;
2)наука о дисциплине;
3) учение о долге.
Вопрос № 7. Какой компонент морально-психологической подготовленности необходимо Формировать специально?
1) морально-психологические установки и ценностные ориентации;
2) морально-психологические качества;
3) моральные навыки и умения высоконравственного поведения на службе и в быту.
Вопрос № 8. Когда была принята «Всеобщая декларация прав человека»?
Вопрос № 9. Социально-зрелое мировоззрение - это:
1) совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов;
2) совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество; '
3) понимание своих прав и обязанностей, способов и средств их реализации и достижения целей, условий, трудностей.
Вопрос № 10. В профессиональной юридической деятельности выполнение этических норм носит:
1) строго обязательный