Экономика и социология труда. Семинары ТС
Семинары по предмету "Экономика и социология труда"
Занятие № 1 . (на 5)
Вопрос № 1. Кто из ученых относил к труду «только тягостные условия»?
1) Менгер;
2) А.Смит;
3) Джевонс.
Вопрос № 2. От чего зависят результаты творческой работы?
1) от увлеченности работой, ее важности, условий;
2) от способностей, вдохновения;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 3. Что такое ресурсы?
1) факторы производства;
2) то, из чего или благодаря чему производятся блага;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 4. Какие ресурсы являются наиболее ценными для государства и предприятия?
1) природные ресурсы;
2) человеческие ресурсы;
3) производственные ресурсы.
Вопрос № 5. Двойственный характер труда означает, что результатом труда является:
1) производство, во-первых, материальной продукции, а во-вторых, услуг и информации;
2) умственный и физический труд;
3) удовлетворение общественных потребностей и формирование общественных отношений.
Вопрос № 6. Какой из разделов системы современных научных представлений о труде и персонале изучает проблемы, связанные с безопасностью трудовой деятельности человека?
1) производительность труда;
2) проектирование трудовых процессов;
3) условия труда.
Вопрос № 7. На каком показателе основывается оценка состояния и степень развитости социально- трудовых отношений?
1) количества занятых в национальной экономике работников;
2) качества трудовой жизни;
3) нет правильного ответа.
Вопрос № 8. Какая проблема занимала умы большинства ученых, философов, экономистов, писателей?
1) поиск смысла жизни;
2) стремление к богатству и славе;
3) стремление к власти.
Вопрос № 9. Кому из мыслителей принадлежит высказывание: «...счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей...»?
1) М. Монтеню;
2) А. Шопенгауэру;
3) Аристотелю.
Вопрос № 10. Кто из известных психоаналитиков полагал, что человек от природы агрессивен?
1) Д.Юнг;
2) З.Фрейд;
3) В.Фромм.
Вопрос № 11. Как называется процесс пробуждения человека к плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей организации?
1) мотивация;
2) стимул;
3) принуждение.
Вопрос № 12. Кому из ученых принадлежит высказывание: «главная цель наша состоит в тщеславии, а не в благосостоянии...»?
1) А.Смиту;
2) А.Маршаллу;
3) К.Марксу.
Занятие № 2 . (на 5)
Вопрос № 1. Какие цели деятельности С.Франк считал «накоплением сил добра»?
1) материальные блага;
2) власть и славу;
3) духовное совершенствование.
Вопрос № 2. Какие из целей деятельности человека присущи только человеку?
1) материальные блага;
2) власть и слава;
3) знания и творчество, духовное совершенствование.
Вопрос № 3. Когда стал широко применяться в научной литературе термин «качество жизни»?
1) в 80-е гг. XX в. после работ Дж. Гэлбрейта;
2) в 1925 г, после выхода в свет работы Франка «Смысл жизни»;
3) с конца XVIII в. в работах П. Буагильбера.
Вопрос № 4. На какие виды классифицировал Аристотель потребности человека?
1) на телесные и духовные;
2) на материальные и социальные;
3) материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные.
Вопрос № 5. Какие потребности относятся к эстетическим?
1) в честности, доверии, любви;
2) в красоте, гармонии, творчестве;
3) в поиске истины, знании.
Вопрос № 6. По каким признакам можно классифицировать блага?
1) по происхождению;
2) по назначению;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 7. Какие виды благ выделяются в соответствии с потребностями современного человека?
1) природные и произведенные;
2) материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные;
3) телесные и духовные.
Вопрос № 8. Какому ученому принадлежит высказывание: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение»?
1) И. Бентаму;
2) А.Маршаллу;
3) А.Смиту.
Вопрос № 9. Какие блага создают условия для совместной деятельности людей?
1) интеллектуальные;
2) социальные;
3) материальные.
Вопрос № 10. Трудовой процесс — это:
1) система добровольного обмена благ, ресурсов и прав пользования ими при отсутствии отношений иерархии или иных отношений административной координации;
2) деятельность человека по производству благ и ресурсов необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого;
3) степень удовлетворения потребностей человека, определяемая по отношению к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по субъективной оценке благополучия.
Вопрос № 11. Каково содержание понятия «трудовой потенциал»?
1) это занятые в национальной экономике работники;
2) это люди, создающие и потребляющие материальные блага;
3) это количество и качество труда, которым располагает общество.
Вопрос № 12. Каково соотношение понятий «человеческий капитал» и «рабочая сила»?
1) «человеческий капитал» уже термина «рабочая сила»;
2) «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила»;
3) они синонимичны.
Занятие № 3 . (на 5)
Вопрос № 1. Для каких целей используется понятие «человеческий капитал» в экономике и социологии труда?
1) для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации;
2) для оценки физических и творческих способностей человека;
3) для оценки производственной деятельности человека.
Вопрос № 2. Каковы количественные характеристики трудового потенциала общества?
1) общая численность населения страны, фонд рабочего времени общества;
2) численность трудоспособного населения, фонд рабочего времени общества;
3) численность работающих и фонд заработной платы.
Вопрос № 3. На основе какой теории формируются критерии оценки деятельности людей и хозяйственных систем?
1) теории производительности труда;
2) теории мотивации;
3) теории управления.
Вопрос № 4. К чему, по мнению большинства экономистов, стремится человек?
1) к минимизации потребления материальных благ;
2) к максимизации потребления материальных благ;
3) к максимизации потребления эстетических благ.
Вопрос № 5. Субъектами рынка труда являются:
1) занятые и безработные;
2) спрос и предложение рабочей силы;
3) наемные работники, предприниматели (работодатели), государство.
Вопрос № 6. Какие группы потребностей выделяет Маслоу?
1) существования, связи и роста;
2) физиологические, безопасности, причастности к коллективу, обществу, признания и самореализации;
3) достижения, соучастия и власти.
Вопрос № 7. Индекс человеческого развития (ИЧР) не включает в себя:
1) уровень потребления основных продуктов питания;
2) ожидаемую продолжительность жизни и уровень образованности населения;
3) валовой внутренний продукт.
Вопрос № 8. Для характеристики качества жизни используются:
1) объективные и субъективные индикаторы;
2) субъективные индикаторы;
3) объективные индикаторы.
Вопрос № 9. Какой уровень потребностей существования обеспечивает возможность появления потребностей в знаниях, творчестве?
1) базовый;
2) минимальный;
3) максимальный.
Вопрос № 10. Для каких потребностей справедливы законы Госсена и Вебера—Фехнера (законы предельной полезности)?
1) только для потребностей существования;
2) только для творческих потребностей;
3) только для духовных потребностей.
Вопрос № 11. Какие потребности не относятся к потребностям достижения целей жизни?
1) в богатстве и роскоши, власти и славе;
2) в знаниях и творчестве, любви, красоте, духовном совершенствовании;
3) физиологические, безопасности, причастности.
Вопрос № 12. Важнейшей задачей реформирования системы образования является:
1) обеспечение плюрализма в образовании;
2) обеспечение светского характера;
3) формирование системы непрерывного образования.
Занятие № 4 . (на 5)
Вопрос № 1. В пределах какого уровня удовлетворения потребностей существования иерархия потребностей может быть общей для всех людей?
1) в пределах минимального уровня удовлетворения потребностей;
2) в пределах базового уровня удовлетворения потребностей;
3) выше максимального удовлетворения потребностей.
Вопрос № 2. Индивидуальная рабочая сила - это:
1) профессиональное мастерство работника;
2) способность человека к труду;
3) психологические качества работника.
Вопрос № 3. Каково соотношение трудового потенциала и личностного потенциала человека?
1) трудовой потенциал человека является частью его личностного потенциала;
2) личностный потенциал человека является частью его трудового потенциала;
3) они никак не связаны между собой.
Вопрос № 4. Какой компонент трудового потенциала характеризуется как «гармоничное объединение свойств личности, умений и навыков общения, этически допустимого в конкретной ситуации,...»?
1) пассионарность;
2) организованность;
3) ассертивность.
Вопрос № 5. Какими факторами определяются ресурсы рабочего времени в общем случае?
1) численностью работников и временем работы;
2) интенсивностью труда и временем работы;
3) выработкой и трудоемкостью.
Вопрос № 6. Каковы возрастные границы трудовых ресурсов в России?
1) мужчины – 16–65 лет, женщины 16–60 лет;
2) мужчины и женщины – 16-60 лет;
3) мужчины – 16-59 лет, женщины – 16-54 года.
Вопрос № 7. Каков главный источник пополнения трудовых ресурсов в рыночной экономике России?
1) мигранты;
2) пенсионеры, сохранившие трудоспособность;
3) молодежь, входящая в рабочий возраст.
Вопрос № 8. Чем обусловлены мотивы, ориентированные на результат работы?
1) содержанием работы, условиями труда, характером взаимоотношений между сотрудниками;
2) возможностями проявления и развития способностей человека;
3) значимостью работы; материальном вознаграждением; свободным временем.
Вопрос № 9. Какой вид мотивации не относится к внутренней мотивации?
1) содержательная;
2) административная;
3) ролевая.
Вопрос № 10. Чем определяется выбор той или иной формы мотивации?
1) содержанием работы, принципами управления в данной организации;
2) национальными традициями и корпоративной культурой;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 11. Какая мотивации преобладает в Японии?
1) ранговая;
2) по результатам труда;
3) экономическая.
Вопрос № 12. На чем основано управление в японских фирмах?
1) на горизонтальных связях между сотрудниками и подразделениями;
2) на вертикальных связях между сотрудниками и подразделениями;
3) на авторитаритаризме.
Занятие № 5 . (на 5)
Вопрос № 1. Вероятность выполнения персоналом заданных функций в определенном диапазоне условий труда называется:
1) надежностью персонала;
2) честностью персонала;
3) устойчивостью персонала.
Вопрос № 2. Как называется труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны?
1) регламентированным, α – трудом;
2) творческим или ρ – трудом;
3) духовным или y – трудом.
Вопрос № 3. Увеличение конечного продукта за счет а-труда возможно только при:
1) неизменных затратах рабочего времени и интенсивности труда;
2) увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности;
3) уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда.
Вопрос № 4. Условиями творческой деятельности являются:
1) необходимые уровни здоровья, нравственности;
2) необходимые уровни образования, профессионализма;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 5. Какая компонента особенно важна для деятельности руководителей?
1) творческая;
2) духовная;
3) материальная.
Вопрос № 6. Что находится по формуле:
1) продуктивность ресурсов;
2) рентабельность производства;
3) эффективность.
Вопрос № 7. От каких основных факторов зависит благосостояние страны?
1) величин творческого и нравственного потенциалов населения и их реализации;
2) результатов α-труда и р-труда;
3) повышения производительности труда.
Вопрос № 8. В чем заключалась суть производительного труда, по мнению физиократов?
1) в создании прибавочного продукта;
2) в создании «чистого продукта»;
3) в созданиипромышленных товаров.
Вопрос № 9. Кто был основоположником физиократической теории ценности?
1) Э.Кенэ;
2) У.Петти;
3) А.Смит.
Вопрос № 10. На какие классы разделял общество Э.Кенэ?
1) бедных и богатых;
2) производительный, собственников и бесплодный;
3) капиталистов, рабочих и крестьян.
Вопрос № 11. В чем видел А. Смит источник увеличения богатства?
1) в общественно полезном труде по производству материальных благ;
2) в продукте, произведенном рабочими за так называемое прибавочное время;
3) в труде тех, кто непосредственно занят в сельском хозяйстве.
Вопрос № 12. Какие компоненты ресурсов относятся к ресурсам, произведенным человеком?
1) здоровье, нравственность;
2) энергия, информация, материалы;
3) образование, профессионализм.
Занятие № 6 .(на 5)
Вопрос № 1. Какой фактор в наибольшей степени обусловливает рост производительности труда?
1) научно-технический прогресс;
2) качественный состав рабочей силы;
3) система управления.
Вопрос № 2. Кто из экономистов проводил аналогию между плодородием земли и творческими способностями человека?
1) К.Маркс;
2) А.Маршалл;
3) Э.Кенэ.
Вопрос № 3. Что является основным источником прибыли в современной экономике?
1) реализация организационных идей топ-менеджеров;
2) реализация природных способностей работников;
3) реализация творческого потенциала всех сотрудников предприятий.
Вопрос № 4. Кто из руководителей корпорации в период кризиса установил себе оклад 1 доллар, чтобы получить согласие персонала на временное уменьшение заработной платы?
1) Форд;
2) Ли Якокка;
3) Б.Гейтс.
Вопрос № 5. Какая из теорий была одним из самых модных направлений экономических исследований в 90-г. ХХ века?
1) теория человеческого капитала;
2) теория прибавочной стоимости;
3) теория народного богатства.
Вопрос № 6. С учетом чего осуществляется распределение прибыли (после вычета налогов) на инвестиции, доходы топ-менеджеров и собственников и другие цели?
1) асимметрии информации о доходах;
2) властных полномочий;
3) оба ответа верны.
Вопрос № 7. Кому из ученых в 1992 году была присуждена Нобелевская премия за работы по теории человеческого капитала (ТЧК)?
1) У. Дж. Дункану;
2) Г. Беккеру;
3) Т. Шульцу.
Вопрос № 8. Кто из ученых доказал, что в экономике США доход от человеческого капитала больше, чем от физического?
1) У. Дж. Дункан;
2) Г. Беккер;
3) Т. Шульц.
Вопрос № 9. Как изменяются при прочих равных условиях производительность труда и доходы с увеличением затрат на общее и специальное образование?
1) производительность труда и доходы увеличиваются;
2) производительность труда и доходы уменьшаются;
3) остаются неизменными.
Вопрос № 10. На какие части делятся затраты на образование?
1) прямые и косвенные;
2) продуктивные и непродуктивные;
3) целевые и нецелевые.
Вопрос № 11. Как изменяется целесообразность обучения с уменьшением числа лет использования знаний?
1) уменьшается;
2) увеличивается;
3) остается без изменений.
Вопрос № 12. Укажите представителей теории рационального выбора?
1) Т.Веблен, У.Митчелл,Дж.Коммонс ;
2) Г. Беккер, Дж. Стиглер;
3) А.Сен, Ю.Эльстер, ДЖ.Ремер.
Занятие № 7 . (на 5)
Вопрос № 1. Как называется предприятие, выпускающее широкий ассортимент продукции?
1) специализированное;
2) диверсифицированное;
3) рентабельное.
Вопрос № 2. Чем характеризуется профессиональное разделение труда?
1) знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенного вида работ;
2) особенностями техно