Юридическая психология. Семинары ЮП
Семинары по предмету "Юридическая психология"
Оценка 5.
Задание 1
Вопрос 1. Когда впервые были опубликованы монографии по юридической психологии?
1) в 1770 г.;
2) в 1792 г.;
3) в 1876 г.
Вопрос 2. Кому из ученых принадлежит френологическая теория, которая содержит в себе попытку обоснования прямой зависимости между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека?
1) Ф. Галлю;
2) А.У. Фрезе;
3) Д.А. Дрилю.
Вопрос 3. Кто из ученых подверг резкой критике концепцию "прирожденного преступника" Ч.Ломброзо?
1) И.Т. Оршанский;
2) Д.А. Дриль;
3) В.М. Бехтерев.
Вопрос 4. Кто и когда ввел термин "юридическая психология"?
1) в 1898 г. Г. Гросс;
2) в 1906 г. Э. Клапаред;
3) в 1908 г. В.М. Бехтерев.
Вопрос 5. Сколько уровней методологии существуют в юридической психологии?
1) 2;
2) 3;
3) 4.
Вопрос 6. Какие уровни методологии являются основой любого познания и психологического, в частности?
1) общая и частная методологии;
2) специальная методология и методика исследования;
3) нет правильного ответа.
Вопрос 7. Какие уровни методологии позволяют познавать и влиять на юридико-психологическую реальность наиболее специфично и профессионально?
1) уровень специальной методологии юридической психологии и уровень методики юридико-психологического исследования;
2) общая и частная методологии;
3) уровень частной методологии психологической науки, уровень специальной методологии юридической психологии.
Вопрос 8. Какой метод позволяет выявлять правдивость/лживость в показаниях преступников?
1) метод ассоциативного эксперимента;
2) метод естественного эксперимента;
3) метод структурного анализа.
Вопрос 9. В чем заключается методологическая особенность юридической психологии?
1) выделяет в человеке правонарушителя;
2) исследует человека в правонарушителе;
3) оба ответа верны.
Вопрос 10. Какой из принципов относится к специальным методологическим принципам юридической психологии?
1) принцип детерминизма;
2) принцип взаимосвязи психики и деятельности;
3) принцип психологической целостности.
Вопрос 11. Какие методы позволяют выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления?
1) методы структурного и структурно-генетического анализа;
2) методы качественного (факторного) и количественного (статистического) анализа;
3) анкетный метод, метод углубленного интервью.
Вопрос 12. Какой из методов юридической психологии исключает любые наводящие вопросы?
1) метод беседы;
2) биографический метод;
3) метод тестов.
Задание 2
Вопрос 1. Какое понятие объединяет в себе важнейшие социально значимые особенности человека?
1) индивид;
2) личность;
3) субъект.
Вопрос 2. В чем состоит суть правовой социализации личности?
1) в усвоении личностью социальных ценностей, которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности;
2) в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии;
3) в усвоении норм и правил поведения той социальной среды, в которой формируется личность.
Вопрос 3. Укажите перечень факторов, под влиянием которых формируется личность?
1) наследственность, воспитание, социальная среда, деятельность;
2) наследственность, воспитание, социальная среда, поведение;
3) воспитание, образование, социальная среда.
Вопрос 4. Какие компоненты включает в себя правосознание?
1) правомерные цели, задачи, планы, намерения в жизни, деятельности, поступках;
2) правовые установки, выражающиеся в пристальном и устойчивом внимании и интересе к правовым вопросам жизни общества, коллектива, группы, членом которой человек является, и строго законному их решению;
3) правовые взгляды, идеи, убеждения, идеалы справедливости, законности, равноправия единства прав и обязанностей и пр.
Вопрос 5. Что представляют собой правовые мотивы?
1) побудительные силы личности, выраженные в личностном смысле правомерного поведения;
2) интересы и потребности в правомерном поведении и содействии укреплению законности и правопорядка, в личном посильном участии в такой работе;
3) правомерные цели, задачи, планы, намерения в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных.
Вопрос 6. Какой правовой мотив содержится в высказывании: законы определяют мои свободы, права и обязанности и обеспечивают их. Как гражданин я могу воспользоваться ими и получить то, что гарантируется правом, что мне положено и предусмотрено законами?
1) мотив безопасности;
2) гражданский мотив;
3) государственный мотив.
Вопрос 7. Что представляют собой психологические механизмы?
1) объективно существующие причинно-следственные связи психологических явлений и их обусловливаний;
2) относительно поверхностные, наблюдаемые (в том числе фиксируемые с помощью психологических методик) проявления существования и действия психики;
3) психологические превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию.
Вопрос 8. По какому принципу классифицируются психологические явления?
1) по своей сущности и представленности;
2) по форме существования;
3) по качественно-содержательным особенностям.
Вопрос 9. Способности классифицируются на:
1) общие и специальные;
2) частные и особенные;
3) выдающиеся и примитивные.
Вопрос 10. Как соотносятся тип высшей нервной системы и темперамента?
1) тип нервной системы является физиологической основой типа темперамента;
2) это одно и то же (эти слова - синонимы);
3) нет правильного ответа.
Вопрос 11. По какому психологическому критерию оцениваются согласованность отношений к значимым явлениям и объектам?
1) по цельности характера;
2) по силе характера;
3) по уравновешенности.
Вопрос 12. Какой эмоциональный процесс характеризует как положительное, так и отрицательное переживание человеком какого-либо события?
1) меланхолия;
2) настроение;
3) фрустрация.
Задание 3
Вопрос 1. Какие социальные потребности отражает объединение людей в группы?
1) потребности в общении;
2) в самоутверждении;
3) оба ответа верны.
Вопрос 2. Какой признак положен в основу деления групп на формальную и неформальную?
1) численность;
2) юридически фиксированный статус;
3) уровень развития.
Вопрос 3. Какой признак не учитывается в классификации групп, предложенной А.В. Петровским?
1) содержание выполняемой деятельности и ее социальная значимость;
2) классовая принадлежность;
3) внутригрупповая сплоченность.
Вопрос 4. Как называется группа, которая характеризуется отсутствием сплоченности и совместной деятельности?
1) диффузная группа;
2) неформальная группа;
3) референтная группа.
Вопрос 5. Как называется группа, характеризующаяся замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов:
1) коллектив;
2) кооперация;
3) корпорация.
Вопрос 6. Что не относится к психологическим особенностям толпы?
1) толерантность;
2) раздражительность;
3) чувственность.
Вопрос 7. Как называется группа наиболее высокого уровня социального развития, в которой межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности?
1) коллектив;
2) кооперация;
3) корпорация.
Вопрос 8. Как называется невербальное средство передачи информации, распространенное в криминальной среде?
1) жаргон;
2) татуировки;
3) клички.
Вопрос 9. Назовите один из наиболее существенных признаков организованности криминального сообщества:
1) структура группы;
2) преступный образ жизни;
3) взаимоотношения построены на основе партнерства и доверия.
Вопрос 10. Какой показатель не относится к характеристике этнической преступной группы?
1) территориальная принадлежность;
2) национальная принадлежность;
3) соблюдение национальных традиций и обычаев.
Вопрос 11. Какая часть агрессивной толпы наиболее многочисленна?
1) стяжательская;
2) любопытствующая;
3) лидеры толпы и зачинщики.
Вопрос 12. Что не рекомендуется использовать при психологическом противодействии агрессивной толпе?
1) выступая перед толпой, преувеличивать значимость событий, часто подтверждать и повторять сказанное;
2) демонстрировать свое превосходство над толпой;
3) обращаться к толпе за советом и поддержкой, не отличаться от стандартного для толпы внешнего облика.
Задание 4
Вопрос 1. Какой структурный компонент морально-психологических особенностей личности юриста содержит устойчивые личностные детерминанты нравственного поведения, проявляющиеся везде и всегда, в любом поступке?
1) морально-психологические качества;
2) морально-психологические знания и убеждения;
3) морально-психологические установки и ценностные ориентации.
Вопрос 2. Назовите одну из центральных категорий в психологии, характеризующую динамическую систему взаимодействий субъекта с миром:
1) социальная среда;
2) воспитание;
3) деятельность.
Вопрос 3. Наиболее сложным звеном деятельности являются:
1) мотивация и цель;
2) средства и действия;
3) результат.
Вопрос 4. Какие профессионально-психологические умения помогают создавать благоприятные психологические условия для осуществления профессиональных действий?
1) аналитико-психологические умения;
2) тактико-психологические умения;
3) технико-психологические умения.
Вопрос 5. Какое свойство не относится к профессиональным навыкам юриста?
1) скорость;
2) точность;
3) нестандартность.
Вопрос 6. Какое качество личности юриста затрудняет успешность профессиональной деятельности?
1) коммуникативность;
2) авторитарность;
3) чувство юмора.
Вопрос 7. Как называется процесс приспособления строения и функций организма юриста к условиям юридической практики?
1) компенсация;
2) адаптация;
3) акклиматизация.
Вопрос 8. Какая фаза адаптации свидетельствует об оптимальном вхождении юриста в профессиональную деятельность?
1) фаза первоначальной декомпенсации;
2) фаза частичной компенсации;
3) фаза полной компенсации.
Вопрос 9. Какой фактор не относится к факторам профессиональной деформации, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов?
1) профессиональный опыт;
2) экстремальный характер деятельности (в т.ч. оперативность);
3) корпоративность деятельности.
Вопрос 10. Какой фактор социально-психологического характера способствует возникновению профессиональной деформации юриста?
1) недостаточная профессиональная подготовленность;
2) неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
3) властный, обязательный характер профессиональных полномочий.
Вопрос 11. Профессиональная деформация - это:
1) результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды;
2) социально-психологическая характеристика личности, отражающая его стремление максимально подчинить своему влиянию других людей;
3) это освоенный специалистом комплексный способ профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях.
Вопрос 12. Какие проявления профессиональной деформации юристов наблюдаются во внешней среде их деятельности?
1) потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
2) переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
3) уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка.
Задание 5
Вопрос 1. Какова цель общения?
1) передать информацию;
2) получить информацию;
3) обмен информацией, взаимодействие, восприятие, понимание и воздействие друг на друга, проведение своей линии поведения, отстаивание своих интересов.
Вопрос 2. Какие потребности удовлетворяет общение?
1) профессиональные;
2) социальные;
3) оба ответа верны.
Вопрос 3. Какая функция общения регулирует поведение партнера?
1) эмоциональная;
2) регулятивная;
3) информационная.
Вопрос 4. Какая сторона общения связана, прежде всего, с информационной функцией?
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Вопрос 5. Какая из сторон общения включает в себя процесс формирования образа другого человека?
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная.
Вопрос 6. Перцептивная сторона общения включает в себя:
1) социально-психологические явления;
2) социально-психологические свойства;
3) социально-психологические установки.
Вопрос 7. Идентификация, стереотипизация, аттракция, рефлексия и др. относятся к:
1) основным механизмам познания другого человека;
2) основным характеристикам культуры общения;
3) основным способам общения.
Вопрос 8. Как называется автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик воспринимавшегося ранее предмета, восприятие другого человека?
1) интеллектуальный навык;
2) перцептивный навык;
3) двигательный навык.
Вопрос 9. Одним из этапов делового общения юриста является:
1) каузальная атрибуция;
2) эмоциональное воздействие;
3) рефлексия.
Вопрос 10. К средствам коммуникативного общения относятся:
1) вербальные и невербальные средства;
2) организации пространства и времени общения;
3) оба ответа верны.
Вопрос 11. Для успешного профессионального общения юристу необходимо:
1) знание норм и правил общения;
2) владение технологией общения;
3) оба ответа верны.
Вопрос 12. К чему обязывает юриста правило нормативной вежливости?
1) соблюдать требования соответствующих правовых документов;
2) соблюдать правила речевого поведения, принятые в обществе;
3) соблюдать нормы речевого этикета.
Задание 6
Вопрос 1. Способность юриста устанавливать межличностные психологические контакты с различными участниками общения называется:
1) профессиональной структурой деятельности;
2) коммуникативной компетентностью;
3) воспитательной подструктурой профессиональной деятельности.
Вопрос 2. Какой способ получения психологической информации о человеке наиболее доступен?
1) личная беседа;
2) психологическое наблюдение;
3) изучение документов.
Вопрос 3. Какое правило позволяет выявить в наблюдении внешние признаки криминализации личности?
1) правило оценки признаков криминализации речи;
2) правило наблюдения за внешними признаками психических состояний;
3) правило учета психологических особенностей опознания.
Вопрос 4. Какие поведенческие признаки заслуживают внимания сотрудников внутренних дел?
1) настороженность, повышенная напряженность, нервозность;
2) неторопливая, расслабленная походка;
3) спокойное естественное поведение, правильная речь, соблюдение правил поведения в общественных местах.
Вопрос 5. С какого расстояния человек с нормальным зрением может отделить фигуру человека от фона?
1) с расстояния 700 м.;
2) с расстояния 1 км;
3) с расстояния 2 км.
Вопрос 6. На каком расстоянии верхняя часть фигуры распознается лучше нижней?
1) на близком расстоянии;
2) на дальнем расстоянии;
3) не имеет значения.
Вопрос 7. Какие физические признаки являются важными, но не выделяются в первую очередь?
1) рост; особенности телосложения;
2) цвет глаз, волос, форма носа;
3) контур тела и форма лица.
Вопрос 8. Какой процент информации составляют экспрессивные особенности портретируемого лица?
1) 82,5%;
2) 14%;
3) 5%.
Вопрос 9. Какая категория граждан дают более точную оценку внешнего оформления образа партнера?
1) женщины;
2) мужчины;
3) дети.
Вопрос 10. На