Сравнительная политология. Тестовые задания
Сборник заданий по дисциплине «Сравнительная политология»
Оценка 5.
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Какие стадии развития политической науки выделял Ч. Мэрриан?
1. априорно-дедуктивную;
2. историческую и сравнительную;
3. тенденцию к наблюдению, обзору и измерению;
4. психологическую обработку политики;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие методологические «приемы» выделял М.М. Ковалевский?
1. изучение фактов переживаний;
2. филологический прием;
3. изучение сказок и других памятников фольклора;
4. исследование археологических памятников;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. В позитивистско-описательном духе выражены труды:
1. британцев сэра Дж. Сили, сэра Ф. Поллока;
2. американца Т.Д. Вулси;
3. «атлантиста» лорда Дж. Брайса;
4. М.Я. Острогорского;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие отрасли политической науки выделял В. Уиллогби?
1. политическую теорию;
2. публичное право;
3. общую теорию государственного управления;
4. все вышеперечисленное;
5. социологию и философию.
Вопрос 5. Кто ввел категорию социального вида как особого исследовательского инструмента?
1. Э. Дюркгейм;
2. М. Вебер;
3. Ж. Блондель;
4. Дж. Брайс;
5. Р. Макридис.
Задание 2
Продолжить изучение главы 1
Вопрос 1. Кто ввел категорию идеального типа?
1. Э. Дюркгейм;
2. М. Вебер;
3. Ж. Блондель;
4. В. Уиллогби;
5. Дж. Брайс.
Вопрос 2. Дж. Брайс был одним из первых, кто поставил вопрос:
1. о демократических нормах;
2. об осуществлении демократических норм;
3. о противоречивом взаимодействии демократических норм;
4. все вышеперечисленное;
5. о социальных нормах.
Вопрос 3. «Традиционный подход» по оценке Р. Макридиса может быть:
1. по сути не сравнивающий;
2. по сути описательный, по сути ограниченный;
3. паройкиальный;
4. по сути статичный, по сути монографичный;
5. все перечисленные.
Вопрос 4. Чикагская школа сравнительной политологии была создана:
1. Ч. Мерриамом;
2. Г. Файнером;
3. М. Дюверже;
4. Л. Уайтом;
5. Г. Алмондом.
Вопрос 5. В группу «обновленцев» входили:
1. С. Биер, Дж. Блэйкстен, Р. Кокс;
2. К. Дойч, Г. Экстейн;
3. К. Томсон, Р. Уорд;
4. Р. Макридис;
5. все перечисленное.
Задание 3
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. «Новая» сравнительная политология появилась:
1. на семинаре, проведенном в 1952 г. в Северо-Западном университете;
2. на семинаре, проведенном в 1954 г. в Северо-Западном университете;
3. на семинаре, проведенном в 1956 г. в Северо-Западном университете;
4. на семинаре, проведенном в 1958 г. в Северо-Западном университете;
5. на семинаре, проведенном в 1960 г. в Северо-Западном университете.
Вопрос 2. Когда был создан Комитет по сравнительной политологии, возглавляемый Г. Алмондом?
1. в марте 1951 г.;
2. в марте 1954 г.;
3. в марте 1956 г.;
4. в марте 1958 г.;
5. в марте 1961 г.
Вопрос 3. В деятельности Комитета по сравнительной политологии принимали участие:
1. 45 человек;
2. 156 человек;
3. 245 человек;
4. 345 человек;
5. 445 человек.
Вопрос 4. Какие новые подходы складываются в 50-е гг. XX в.?
1. системный;
2. поведенческий (бихевиоральный);
3. системный и бихевиоральный;
4. классический;
5. индивидуальный.
Вопрос 5. Как изменился образ мышления политологов с принятием бихевиорального подхода?
1. усилилась сравнимость результатов из-за убеждения в наличии подобий в политическом поведении;
2. анализируемые взаимосвязи факторов при эмпирической проверке получили подтверждение;
3. возросла точность в методах сбора и анализа данных, произошел поворот от нормативно-ориентированной к эмпирически-ориентированной теории;
4. введено в оборот позитивистское допущение, усилился интерес к созданию чистой теории политики;
5. все перечисленное.
Задание 4
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Какие характеристики политических систем выделял Г. Алмонд?
1. политические системы имеют политическую структуру;
2. во всех политических системах исполняются одинаковые функции;
3. все политические системы являются многофункциональными;
4. все политические системы являются смешанными системами в культурном смысле;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Международный совет по социальной науке для проведения сравнительных исследований был основан:
1. в Париже в 1952 г.;
2. в Лондоне в 1952 г.;
3. в Риме в 1954 г.;
4. в Берлине в 1955 г.;
5. в Вашингтоне в 1956 г.
Вопрос 3. Когда начала функционировать Йельская программа политических данных?
1. с 1960 г.;
2. с 1961 г.;
3. с 1963 г.;
4. с 1965 г.;
5. с 1967 г.
Вопрос 4. 70-е гг. XX в. проходят под знаком:
1. разработки «концептуальной карты Европы»;
2. разработки «концептуальной карты Азии»;
3. разработки «концептуальной карты Африки»;
4. разработки «концептуальной карты Америки»;
5. разработки «концептуальной карты всего мира».
Вопрос 5. Экспансию сравнительной политологии вызвал:
1. мощный импульс Эванстонского семинара;
2. мощный импульс Флорентийского круглого стола;
3. мощный импульс деятельности Комитета по сравнительной политологии;
4. мощный импульс Европейского консорциума политических исследований;
5. все перечисленное.
Задание 5
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Какие тенденции характеризуют процесс методологической трансформации сравнительной политологии?
1. радикальная;
2. историко-сравнительная;
3. обновленческая;
4. все вышеперечисленное;
5. классическая.
Вопрос 2. В сравнительной политологии феминистская волна нашла отражение в исследованиях:
1. положения женщин в скандинавских демократиях;
2. проблемы гражданства и политического участия;
3. особенностей публичной политики;
4. государства всеобщего благосостояния;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Б. Мур одним из первых использовал концепции буржуазных и сельскохозяйственных структур для объяснения возникновения:
1. капиталистической демократии;
2. фашизма;
3. коммунизма;
4. все вышеперечисленное;
5. монархии.
Вопрос 4. Как в политической науке рассматривается сравнительный метод?
1. через сопоставление его достоинств и недостатков с методами эксперимента;
2. через сопоставление его достоинств и недостатков с методами статистики;
3. через сопоставление его достоинств и недостатков с методами исследования отдельных случаев;
4. все вышеперечисленное;
5. через сопоставление его достоинств с математическими методами.
Вопрос 5. Какие типы сравнительных исследований выделял Ч. Рейджин?
1. количественные;
2. качественные;
3. количественные и качественные;
4. статистические;
5. социологические.
Задание 6
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Среди оперативных переменных выделяют:
1. зависимые переменные;
2. независимые переменные;
3. вмешивающиеся переменные;
4. все вышеперечисленное;
5. постоянные переменные.
Вопрос 2. Какие связи могут устанавливаться между зависимыми и независимыми переменными?
1. количественные;
2. качественные;
3. количественные и качественные;
4. прямые;
5. обратные.
Вопрос 3. Какую иерархию уровней зависимых переменных выделяет Смелзер?
1. агрегативные качества населения;
2. оценки бихевиоральных осадков;
3. социальные структуры;
4. культурные структуры;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Что включает в себя операционализация?
1. концептуализацию;
2. выбор переменных;
3. инструментализацию;
4. сбор эмпирических данных;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Среди методических проблем сравнения выделяют:
1. проблему сравнимости;
2. проблему «мало случаев, мало переменных»;
3. проблему эквивалентности, проблему универсальности;
4. проблему «Гэлтона», проблему измерения и интерпретации;
5. все перечисленное.
Задание 7
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Когда проблема эквивалентности приобретает особое значение?
1. при проведении сравнительных исследований с помощью интервьюирования;
2. при проведении сравнительных исследований с помощью анкетного опроса;
3. при проведении сравнительных исследований с помощью экспертного анализа;
4. все вышеперечисленное;
5. при проведении математического анализа.
Вопрос 2. В сравнительном политическом сравнении единицей анализа обычно выступает:
1. национальная политическая система;
2. государство;
3. страна;
4. все вышеперечисленное;
5. национальная экономическая система.
Вопрос 3. Какие виды сравнений наиболее часто упоминаются?
1. «case-study», бинарное;
2. региональное;
3. глобальное;
4. кросс-темпоральное;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. «Case-study» сравнение применяется:
1. когда анализируется одна страна на фоне сравнения с другими странами;
2. когда анализируется две страны на фоне сравнения с другими странами;
3. когда анализируется группа стран;
4. когда анализируется вся политическая система;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Особое внимание в глобальных сравнительных исследованиях политики стало уделяться:
1. социально-экономическим условиям появления и укрепления режимов;
2. ранжированию стран по уровню демократии;
3. соотношению различных типов государств и режимов;
4. проблеме равенства, проблеме политики;
5. все перечисленное.
Задание 8
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Какие виды группировок политическим систем и режимов встречаются в сравнительной политологии?
1. типология;
2. классификация;
3. таксономия;
4. все вышеперечисленное;
5. таксономия и классификация.
Вопрос 2. Какие виды типологии различают?
1. теоретическую;
2. эмпирическую;
3. теоретическую и эмпирическую;
4. классическую;
5. сравнительную.
Вопрос 3. Среди правильных форм государства Аристотель выделял:
1. монархию;
2. аристократию;
3. политию;
4. все вышеперечисленное;
5. тиранию.
Вопрос 4. Какие критерии при распределении политических систем использовал Г. Лассуэлл?
1. расположение власти, границы власти;
2. разделение власти, рекрутирование элит;
3. ответственность, распределение ценностей;
4. решения;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Используя критерий внутрисистемной автономии выделяют:
1. 4 типа демократических и 4 типа авторитарных систем;
2. 4 типа демократических и 2 типа авторитарных систем;
3. 2 типа демократических и 3 типа авторитарных систем;
4. 3 типа демократических и 5 типов авторитарных систем;
5. 1 тип демократических и 1 тип авторитарных систем.
Задание 9
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Сколько групп включают демократические политические системы?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Политическая система Великобритании включает:
1. систему политических партий;
2. систему групп населения;
3. систему средств массовой информации;
4. все вышеперечисленное;
5. систему групп интересов и массовой информации.
Вопрос 3. Какого направления могут быть «идеологические семьи»?
1. консервативного;
2. либерального;
3. социалистического;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Авторитарные политические системы разделены:
1. на две группы;
2. на три группы;
3. на четыре группы;
4. на пять групп;
5. на шесть групп.
Вопрос 5. Характеристика тоталитаризма, предложенная, З. Бжезинским, включает:
1. идеологию, единственную партию;
2. террористическую полицию;
3. монополию на коммуникацию, на оружие;
4. централизованно управляемую экономику;
5. все перечисленное.
Задание 10
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Система может быть названа «закрытой гегемонией», если:
1. отсутствует оппозиция или она близка к нулю;
2. отсутствует политическая конкуренция или она близка к нулю;
3. пропорция населения, участвующего в публичном соперничестве, мала;
4. все вышеперечисленное;
5. оппозиция достаточно большая.
Вопрос 2. Элиты работают сообща, чтобы понизить потенциально дестабилизирующую роль социальной дифференциации:
1. в Нидерландах;
2. в Бельгии;
3. в Австрии;
4. в Швейцарии;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие критерии использует А. Лейпхарт, строя типологию демократических систем?
1. структура общества;
2. поведение элит;
3. все вышеперечисленное;
4. политические;
5. экономические.
Вопрос 4. Система классифицируется как однородная, если:
1. 20% населения и более принадлежит к одной религии или говорит на одном языке;
2. 30% населения и более принадлежит к одной религии или говорит на одном языке;
3. 40% населения и более принадлежит к одной религии или говорит на одном языке;
4. 50% населения и более принадлежит к одной религии или говорит на одном языке;
5. 80% населения и более принадлежит к одной религии или говорит на одном языке.
Вопрос 5. Какие типы политических систем выделял Ж. Блондель?
1. традиционные;
2. эгалитарно-авторитарные;
3. авторитарно-бюрократические, авторитарно-неэгалитарные;
4. конкурирующая олигархия, либеральная демократия;
5. все перечисленное.
Задание 11
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Где в наше время осталась безраздельная власть монархов?
1. в Бахрейне;
2. в Омане, в Катаре;
3. в Саудовской Аравии;
4. в Объединенных Арабских Эмиратах;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В настоящее время эгалитарно-авторитарные режимы существуют:
1. в Китае;
2. в Северной Корее;
3. на Кубе;
4. все вышеперечисленное;
5. в Чили.
Вопрос 3. В каких современных странах существует либеральная демократия?
1. в Великобритании, Швеции, Франции;
2. в США и Канаде;
3. в Австралии;
4. в Японии;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие типы кризисов выделяют?
1. кризис легитимизации авторитарного режима;
2. кризис экономического развития;
3. политический кризис;
4. все вышеперечисленное;
5. демографический кризис.
Вопрос 5. В каких странах наблюдались кризисные переходы?
1. в Аргентине, Боливии;
2. в Бразилии, Перу;
3. в Уругвае;
4. на Филиппинах;
5. все перечисленное.
Задание 12
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В каких странах были некризисные переходы?
1. в Чили;
2. в Корее;
3. в Таиланде;
4. в Турции;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие формы перехода от авторитарного правления к демократии возможны?
1. революция сверху, революция снизу;
2. социальная революция, консервативная реформа;
3. реформа посредством разрыва;
4. реформа через выпутывание, реформа через компромиссы;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какие типы переходных правительств выделяет Х. Линц?
1. революционные временные правительства;
2. правительства, в которых авторитарные элиты и их демократические оппоненты разделяют власть в ожидании выборов;
3. правительство, временно руководящее страной до новых выборов;
4. временные национальные правительства, установленные международным сообществом;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Революционные временные правительства – это правительства, которые вырастают вследствие:
1. внутренних революций;
2. государственных переворотов;
3. все вышеперечисленное;
4. мировых войн;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Правительство, находящееся под международным контролем, можно было наблюдать:
1. в Намибии;
2. в Камбодже;
3. в Намибии и Камбодже;
4. в Румынии;
5. во Вьетнаме.
Задание 13
Изучить главу 3.
Во