Политическая регионалистика. Тестовые задания
Сборник заданий по дисциплине «Политическая регионалистика»
Оценка 5.
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Что является объектом изучения политической регионалистики?
1. региональная государственная политика;
2. политика регионов;
3. политическая сфера региональных общностей;
4. все вышеперечисленное;
5. национальная политика.
Вопрос 2. На каких структурных уровнях политическая регионалистика рассматривает политические процессы?
1. на уровне региона, состоящего из территорий нескольких государств;
2. на уровне региона, состоящего из территории одного государства;
3. на уровне региона, состоящего из территории части одного или нескольких государств;
4. на уровне региона, составляющего территорию одного или нескольких муниципальных образований;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Неодушевленными элементами политической регионалистики являются:
1. региональная политическая власть;
2. политические отношения;
3. политическое сознание;
4. политическая культура;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какая функция политической регионалистики является основной?
1. теоретико-познавательная;
2. мировоззренческая;
3. регулятивная, оценочная;
4. прогностическая;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какой метод теоретического познания используется в политической регионалистике?
1. диалектический метод познания;
2. системный метод познания;
3. метод формализации;
4. все вышеперечисленное;
5. статистический метод.
Задание 2
Вопрос 1. К методам эмпирического познания относят:
1. различные формы анкетирования;
2. статистические методы;
3. математические методы;
4. все вышеперечисленное;
5. системный метод познания.
Вопрос 2. Проблемы территориального устройства общества являются объектом исследования:
1. политологии;
2. социально-экономической географии;
3. региональной экономики;
4. социологии;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Сегодня официальной отличительной характеристикой города и деревни является:
1. численность населения;
2. род занятий;
3. все вышеперечисленное;
4. образование;
5. возраст.
Вопрос 4. В широком смысле слова регионами можно назвать:
1. экономические районы;
2. административно-территориальные образования;
3. часть страны;
4. группы стран;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Территориальное устройство государства отражает:
1. политическую жизнь в региональном разрезе;
2. сферу региональной общественной жизни;
3. политическую жизнь в государственном разрезе;
4. культурную жизнь в региональном разрезе;
5. сферу государственной общественной жизни.
Задание 3
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Унитарное государство – это единое государство:
1. с единой конституцией и гражданством;
2. с единой системой органов власти и судопроизводства;
3. где функционирует единая система законодательства;
4. где функционирует единая правовая и денежная система;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Сколько типов современного унитарного государства различают?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. К централизованному типу унитарных государств можно отнести:
1. Казахстан;
2. Нидерланды;
3. Узбекистан;
4. Финляндию;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Децентрализованными унитарными государствами являются:
1. Великобритания;
2. Испания;
3. Италия;
4. Новая Зеландия, Япония;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Административно-территориальное деление может быть:
1. двухзвенное;
2. трехзвенное;
3. четырехзвенное;
4. все перечисленное;
5. пятизвенное.
Задание 4
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. В федеративных государствах существует:
1. один уровень государственной власти;
2. два уровня государственной власти;
3. три уровня государственной власти;
4. четыре уровня государственной власти;
5. пять уровней государственной власти.
Вопрос 2. Наиболее известной формой федеративной государственности является:
1. договорная;
2. центристская;
3. кооперативная;
4. все вышеперечисленное;
5. индивидуальная.
Вопрос 3. Сколько основных форм образования федераций известно?
1. одна;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 4. Какие принципы построения федерации сложились в мире?
1. национально-территориальный;
2. территориальный;
3. все вышеперечисленное;
4. национальный;
5. кооперативный.
Вопрос 5. Какие модели местного самоуправления принято различать в мировой практике?
1. англосаксонскую (английскую);
2. континентальную (французскую);
3. советскую;
4. все вышеперечисленное;
5. американскую.
Задание 5
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Когда вошли в российский лексикон понятия «федерация» и «федерализм»?
1. в начале XVIII в.;
2. в середине XVIII в.;
3. на рубеже XVIII-XIX вв.;
4. в середине XIX в.;
5. в конце XIX в.
Вопрос 2. Какие территории царской России были наделены относительной автономией и самоуправлением?
1. Малороссия;
2. Прибалтийский край;
3. Бессарабия;
4. Польша, Финляндия;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. К началу XX в. в состав Российской империи входили:
1. 74 губернии;
2. 20 областей;
3. 2 округа, 9 градоначальств;
4. 8 генерал-губернаторств;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. К лету 1918 г. от России отделились:
1. Польша, Литва, Украина;
2. Эстония, Латвия, часть Белоруссии;
3. Финляндия, Бессарабия;
4. Грузия, Армения, Азербайджан;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Какие автономные республики к концу 1922 г. входили в состав РСФСР?
1. Туркменская, Киргизская;
2. Горская, татарская;
3. Башкирская, Дагестанская;
4. Якутская, Крымская;
5. все перечисленное.
Задание 6
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В образовавшийся в 1922 г. Союз ССР входили:
1. РСФСР;
2. УССР;
3. БССР;
4. ЗСФСР;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Из 20 автономных республик СССР на территории РСФСР находились:
1. 5;
2. 10;
3. 12;
4. 16;
5. 18.
Вопрос 3. В Федеративном договоре (1991 г.) по территориально-государственному признаку выделяли:
1. национально-государственные образования (республики);
2. национально-территориальные образования (автономные области, автономные округа);
3. административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения);
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Федеративный договор:
1. изменил только систему отношений между властями;
2. не затронул проблем административно-территориального деления;
3. все вышеперечисленное;
4. не изменил систему отношений между властями;
5. затронул проблемы административно-территориального деления.
Вопрос 5. Когда был одобрен текст Федерального договора Съездом народных депутатов РФ?
1. 10 апреля 1992 г.;
2. 10 апреля 1993 г.;
3. 10 апреля 1994 г.;
4. 10 апреля 1995 г.;
5. 10 апреля 1996 г.
Задание 7
Изучить главу 3.
Вопрос 1. Субъекты Федерации различаются:
1. размерами территории;
2. уровнем экономического развития;
3. природно-климатическими условиями и природными ресурсами;
4. национальными и культурными особенностями;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Какие термины используют для характеристики территориальной организации государства?
1. «территориально-государственное устройство»;
2. «федеративное устройство»;
3. «государственное устройство»;
4. «территориальная организация государственной власти»;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Какой термин наиболее предпочтителен для политической регионалистики?
1. «политико-территориальное устройство государства»;
2. «федеративное государство»;
3. «государственное устройство»;
4. «территориально-государственное устройство»;
5. «территориальная организация государственной власти».
Вопрос 4. Территориальную организацию федеративного государства можно рассматривать как систему:
1. политико-территориальной организации (в РФ республики, края, области);
2. административно-территориальной организации субъектов федерации (города, районы, поселки);
3. экономико-территориальной организации (зонально-экономический район, экономический район субъекта федерации);
4. все вышеназванное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Какие основные структурные элементы государства присутствуют в условиях федерации?
1. законодательная власть;
2. исполнительная власть;
3. судебная власть;
4. различные части государственного аппарата;
5. все перечисленное.
Задание 8
Вопрос 1. По какой схеме осуществляется процесс разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти?
1. разграничение на основе Конституции РФ;
2. разграничения на основе федерального законодательства;
3. разграничения на основе регионального законодательства;
4. разграничения на основе договоров и соглашений между федеральными и региональными органами власти;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В Конституции РФ предметы, находящиеся в ведении РФ, перечислены:
1. в ст. 71;
2. в ст. 72;
3. в ст. 73;
4. в ст. 74;
5. в ст. 75.
Вопрос 3. Полномочия органов власти в условиях Российской Федерации имеют:
1. федеральный уровень;
2. региональный уровень;
3. местный уровень;
4. все вышеперечисленное;
5. региональный и местный уровень.
Вопрос 4. Практика договорных отношений в Российской Федерации имеет точкой отсчета:
1. 31 марта 1990 г.;
2. 31 марта 1991 г.;
3. 31 марта 1992 г.;
4. 31 марта 1993 г.;
5. 31 марта 1994 г.
Вопрос 5. Какими основными причинами обусловлена договорная практика, по мнению профессора В.Н. Лысенко?
1. спецификой географического положения и экономических условий ряда субъектов РФ;
2. спецификой сложившихся взаимоотношений между Российской Федерацией и субъектов РФ;
3. неравноправием одних субъектов РФ по отношению к другим;
4. тяготами переживаемого переходного периода;
5. все перечисленное.
Задание 9
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Что является основой заключения договоров и соглашений между федеральными и региональными органами?
1. Конституция РФ;
2. Федеративный договор;
3. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий...»;
4. Конституции субъектов РФ, региональное законодательство;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Сколько федеральных округов было создано в 2000 году?
1. два;
2. три;
3. пять;
4. семь;
5. шесть.
Вопрос 3. Наличие какого уровня власти характерно для Российской федерации как федеративного государства?
1. федерального;
2. регионального;
3. местного;
4. все вышеперечисленное;
5. федерального и местного.
Вопрос 4. Какие субъекты Федерации приняли собственные законы об организации системы органов государственной власти?
1. Тульская область;
2. Республика Мордовия;
3. Удмуртская республика;
4. Республика Коми;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Что понимают под конституционно-правовыми основами региональных избирательных кампаний?
1. нормы федеральной Конституции;
2. нормы федерального законодательства;
3. нормы регионального законодательства;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Задание 10
Вопрос 1. Из каких этапов состоит избирательная кампания?
1. определение и назначение сроков проведения выборов и даты голосования;
2. выдвижение и регистрация кандидатов;
3. агитация при проведении выборов;
4. организация и порядок голосования, подсчет голосов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. На выборах глав исполнительной власти минимальный возраст кандидата составляет:
1. 18 лет;
2. 21 год;
3. 30 лет;
4. 33 года;
5. 35 лет.
Вопрос 3. В каких субъектах РФ законодательные органы состоят из двух палат?
1. в Республике Башкортостан;
2. в Кабардино-Балкарской Республике;
3. в Республике Саха (Якутия);
4. в Свердловской области;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Законодательные органы с числом депутатских мандатов 100 и более имеют:
1. Республика Башкортостан;
2. Республика Татарстан;
3. Республика Дагестан;
4. Республики Удмуртия и Хакасия;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. В каком субъекте Федерации выборы в одномандатный законодательный орган проходили по смешанной системе?
1. в Красноярском крае;
2. в Калининградской области;
3. в Корякском автономном округе;
4. в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе;
5. все перечисленное.
Задание 11
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. На штатной основе работают все депутаты:
1. в Московской городской думе;
2. в Думе Корякского автономного округа;
3. все вышеперечисленное;
4. в законодательных органах Тверской области;
5. в законодательных органах Коми-Пермяцкого автономного округа.
Вопрос 2. Главы администраций назначались Президентом РФ:
1. до 1992 г.;
2. до 1993 г.;
3. до 1994 г.;
4. до 1995 г.;
5. до 1996 г.
Вопрос 3. Какие модели избирательных технологий наиболее часто используют?
1. рыночную (маркетинговую);
2. административно-командную;
3. организационно-партийную;
4. комплексную (тотальную);
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие факторы учитываются при создании административно-территориальных единиц?
1. размеры территории;
2. экономические показатели;
3. географические условия;
4. численность и национальный состав населения;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Назначенными и утвержденными центром органами местного самоуправления могут быть:
1. губернаторы;
2. префекты;
3. комиссары республики;
4. все вышеперечисленное;
5. комитеты, советы.
Задание 12
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. К основным признакам местного самоуправления относят:
1. гарантии его организационной, функциональной, бюджетно-финансовой самостоятельности;
2. организационную обособленность муниципальных органов от государственного аппарата;
3. специфическую связь органов местного самоуправления с населением;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Какие модели местного самоуправления известны в мире?
1. англосаксонская;
2. французская (континентальная);
3. социалистическая (советская);
4. германская (смешанная);
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Как схематично можно представить модель местного самоуправления?
1. «сильный совет – слабый мэр»;
2. «слабый совет – сильный мэр»;
3. «совет – управляющий»;
4. «комиссионная форма»;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Где получила распространение континентальная (французская) модель самоуправления?
1. в континентальной Европе;
2. во франкоязычной Африке;
3. в Латинской Америке;
4. на Ближнем Востоке;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Где еще в мире сохранилась советская модель самоуправления?
1. в Китае;
2. на Кубе;
3. в КНДР;
4. все вышеперечисленное;
5. в Польше.
Задание 13
Продолжить изучение главы 3.
Вопрос 1. Сегодня правовую основу местного самоуправления в РФ составляет:
1. Конституция РФ;
2. конституции субъектов РФ;
3. уставы и законы субъектов РФ;
4. уставы муниципальных образований;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Местное самоуправление осуществляется лишь в городах и районах:
1. в 10 субъектах РФ;
2. в 15 субъектах РФ;
3. в 22 субъектах РФ;
4. в 34 субъектах РФ;
5. в 42 субъектах РФ.