Политическая конфликтология. Тестовые задания
Сборник заданий по дисциплине «Политическая конфликтология»
Оценка 5.
Задание 1
Изучить главу 1.
Вопрос 1. Носителями политического конфликта являются:
1. индивиды;
2. социальные группы;
3. классы;
4. все вышеперечисленное;
5. объекты социального мира.
Вопрос 2. Предметом конфликтного поведения сторон является:
1. власть;
2. статус;
3. материальные блага;
4. духовные блага;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. По мнению Р. Дарендорфа, социальный конфликт может реализовываться в форме:
1. парламентской дискуссии;
2. гражданской войны;
3. мирных тарифных переговоров;
4. забастовки;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Коллизия «противоречие – конфликт» получила разрешение в работах:
1. английского социолога Э. Гидденса;
2. американского социолога Л. Козера;
3. польского социолога Я. Щепаньского;
4. французского политолога Ж.-М. Денкэна;
5. немецкого философа К. Шмитта.
Вопрос 5. Что предшествует политическому конфликту?
1. социальная напряженность;
2. формирование предубеждений;
3. формирование скрытой враждебности;
4. формирование подозрения между субъектами будущего конфликта;
5. все перечисленное.
Задание 2
Вопрос 1. Согласно Ж.-М. Денкэну, мир политики состоит:
1. из предрассудков;
2. из фетишей;
3. из мифов;
4. все вышеперечисленное;
5. из научных данных.
Вопрос 2. Что проверяется способностью к обороне?
1. бытие политического субъекта;
2. бытие социального объекта;
3. бытие политического объекта;
4. бытие социального субъекта;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Что, по мнению К. Шмита, было бы противно смыслу?
1. «чисто» религиозное размежевание людей, способное привести к войне;
2. «чисто» моральное размежевание людей, способное привести к войне;
3. «чисто» юридическое размежевание людей, способное привести к войне;
4. «чисто» экономическое размежевание людей, способное привести к войне;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Все компоненты политического начала в общественной жизни и специфика политики как формы общественной деятельности были выявлены в трудах:
1. К. Шмитта;
2. М. Вебера;
3. Х. Арендта;
4. все вышеперечисленное;
5. Л. Гумилева.
Вопрос 5. Если силы разобщения превалируют, в обществе:
1. наступает кризис;
2. наступает угроза распада;
3. наступает анархия;
4. все вышеперечисленное;
5. нет кризиса, наступает порядок.
Задание 3
Продолжить изучение главы 1.
Вопрос 1. Метод социоанализа использовал:
1. П. Бурдье;
2. Ж.-М. Денкэн;
3. Д. Истон;
4. Х. Арендт;
5. К. Шмитт.
Вопрос 2. Какие практические вопросы решаются в политическом поле?
1. учет противоречивых требований практики;
2. борьба внутри политического поля;
3. усилия по мобилизации наибольшего количества голосов;
4. отличность своей программы от программы конкурентов;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Символическая деятельность в поле политики:
1. всегда подчинена мобилизации наибольшей численности сторонников;
2. не подчинена мобилизации наибольшей численности сторонников;
3. всегда подчинена наименьшей численности сторонников;
4. не подчинена наименьшей численности сторонников;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Индивидуальные предпочтения в мире политики могут находиться друг с другом:
1. в состоянии открытого конфликта;
2. в состоянии закрытого конфликта;
3. в состоянии открытой вражды;
4. в состоянии закрытой вражды;
5. в состоянии полного взаимопонимания.
Вопрос 5. Специфические ресурсы - это:
1. государственная власть;
2. устройство властных институтов;
3. политический статус социальных групп;
4. ценности и символы, являющиеся базой политической власти;
5. все перечисленное.
Задание 4
Изучить главу 2.
Вопрос 1. Каковы особенности, по К. Марксу, «азиатского способа производства»?
1. застой в экономике;
2. деспотизм в политике;
3. узость восприятия человеческим разумом действительности;
4. утрата исторической инициативы, низкий уровень жизни людей;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В центре политической жизни постиндустриального общества стоит проблема:
1. окружающей среды;
2. культуры;
3. равного статуса женщин;
4. равного статуса национальных меньшинств;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. По социальной организации общества могут быть:
1. демократические и недемократические;
2. конституционно-плюралистические и единовластные;
3. плюралистические и монистические;
4. открытые и закрытые;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. С точки зрения К. Поппера, вся история человечества определяется движением:
1. от закрытого общества к открытому;
2. от демократического к недемократическому;
3. от конституционально-плюралистического к единовластному;
4. от плюралистического к моническому;
5. от демократического к моническому.
Вопрос 5. Европейские интеллектуалы связывают рождение западной цивилизации:
1. с древними Афинами;
2. с Римом;
3. все вышеперечисленное;
4. с эпохой Ренессанса;
5. с эпохой Просвещения.
Задание 5
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. К чему привело появление первых в истории наций-государств?
1. к расширению пространства политической системы;
2. к введению представительства;
3. к ограничению некоторых форм политического участия;
4. к признанию разнообразия и конфликтов;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Аномия - это:
1. отсутствие законов;
2. состояние дезориентации;
3. состояние беспорядка;
4. все вышеперечисленное;
5. четкая ориентация и порядок.
Вопрос 3. Кто считал, что «как ведет себя правительство, так же ведут себя и экстремисты»?
1. Р. Дарендорф;
2. Э. Дюркгейм;
3. Ю. Хабермас;
4. Р. даль;
5. К. Поппер.
Вопрос 4. Какими макроконфликтами сопровождалось становление деспотических систем?
1. революциями;
2. восстанием;
3. переворотами;
4. все вышеперечисленное;
5. войнами.
Вопрос 5. Для всех потенциальных или актуальных конфликтов тоталитарного общества характерно:
1. преобладание насильственных методов борьбы;
2. преобладание насильственных средств борьбы;
3. все вышеперечисленное;
4. преобладание мирных методов борьбы;
5. преобладание мирных средств борьбы.
Задание 6
Вопрос 1. Для характеристики общества, лишенного созданных им самим устойчивых коллективных средств организации, политологи используют термин:
1. дезорганизованное общество;
2. организованное общество
3. поставторитарное общество
4. посткоммунистическое общество
5. демократическое общество
Вопрос 2. Конфронтационный плюрализм наблюдается в сфере:
1. политики;
2. экономики;
3. культуры, религии;
4. этнонациональных отношений;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Переходная система отличается:
1. слабым государством;
2. «государством в хаосе»;
3. все вышеперечисленное;
4. сильным государством;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Какие области в рамках поля политики всегда имеют политический характер?
1. политический режим;
2. завоевание власти;
3. осуществление власти;
4. все вышеперечисленное;
5. экономические отношения.
Вопрос 5. В поле зрения исследователя должны находиться конфликты:
1. между институтами власти;
2. между государством и отдельным институтом;
3. между государственно-правовой системой и оппозицией;
4. между государством и личностью, государством и обществом;
5. все перечисленное.
Задание 7
Вопрос 1. Какие ключевые субъекты политической борьбы появились в ходе буржуазных революций в Европе в XYIII-XIX вв.?
1. дворянство;
2. буржуазия;
3. пролетариат;
4. все вышеперечисленное;
5. крестьянство.
Вопрос 2. Президентская система с избирательным законом, предусматривающим пропорциональное представительство в парламенте, была использована:
1. в новых демократиях Латинской Америки;
2. в новых демократиях Восточной Европы 80-90-х гг. XX в.;
3. все вышеперечисленное;
4. в новых демократиях Ближнего Востока;
5. в новых демократиях Западной Европы.
Вопрос 3. Нормальным режимом деятельности правительства является то, что:
1. оно постоянно пребывает в конфликтной зоне;
2. оно иногда пребывает в конфликтной зоне;
3. оно никогда не пребывает в конфликтной зоне;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 4. Правительственные кризисы возникают в тех странах, где:
1. правительства формируются на однопартийной основе;
2. правительства формируются на двухпартийной основе;
3. правительства формируются на трехпартийной основе;
4. правительства формируются на многопартийной основе;
5. нет верного ответа.
Вопрос 5. Какими обстоятельствами могут быть спровоцированы правительственные кризисы?
1. обвинениями в сомнительных источниках финансирования избирательной кампании;
2. сокрытием истинных доходов;
3. обвинениями в моральной нечистоплотности;
4. обвинениями премьер-министра в шпионаже в пользу соседнего государства;
5. все перечисленное.
Задание 8
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Какие конфликты могут развертываться в парламенте?
1. между партийными фракциями;
2. между парламентом и правительством;
3. между парламентом и президентом;
4. между парламентом и группами давления, между палатами парламента;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. Проявлениями кризиса парламента может быть:
1. длительное отсутствие большинства для принятия важнейших решений;
2. острая конфронтация парламентских фракций по любому вопросу;
3. все вышеперечисленное;
4. наличие большинства для принятия важнейших решений;
5. отсутствие конфронтации парламентских фракций по любому вопросу.
Вопрос 3. «Жертвой» разрешения правительственно-парламентского кризиса может стать:
1. парламент;
2. правительство;
3. все вышеперечисленное;
4. президент;
5. премьер-министр.
Вопрос 4. Во время конфликта осенью 1993 г. Президента РФ поддержали:
1. средства массовой информации;
2. столичная интеллигенция;
3. все вышеперечисленное;
4. сторонники Советов из других городов и республик СНГ;
5. значительная часть региональных элит.
Вопрос 5. Какие конституционные конфликты предшествуют конституционному кризису?
1. рожденные внутренними противоречиями самой Конституции;
2. рожденные несовершенством Конституции;
3. рожденные неточностью формулировок Конституции;
4. конфликты органов власти с Конституцией;
5. все перечисленное.
Задание 9
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Какие факторы вызывают политическую нестабильность в кризисном обществе?
1. экономический спад;
2. резкое снижение уровня жизни;
3. имущественная дифференциация;
4. социальная поляризация;
5. все перечисленное.
Вопрос 2. В 90-е гг. XX в. СССР, а затем и Россия пережили:
1. один; конституционный кризис
2. два конституционных кризиса;
3. три конституционных кризиса;
4. четыре конституционных кризиса;
5. пять конституционных кризисов.
Вопрос 3. Во время чеченского конфликта в 1994-1996 гг. линия противостояния проходила:
1. через администрацию Президента;
2. через правительство;
3. через партии и фракции в Государственной Думе;
4. через генералитет, через офицерский корпус в армии;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Отсутствие какого закона способствовало обострению противоречий между Центром РФ и ее субъектами?
1. закона о статусе субъекта Федерации и об изменении этого статуса;
2. закона об организации органов исполнительной власти;
3. закона о разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации;
4. закона о федеральных территориях;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Условием эффективного разрешения государственно-правовых конфликтов является:
1. непротиворечивость самой Конституции;
2. высокий уровень легитимности Конституции;
3. все вышеперечисленное;
4. противоречивость самой Конституции;
5. низкий уровень легитимности Конституции.
Задание 10
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. По данным Министерства Юстиции РФ Конституции РФ:
1. не соответствует ½ правовых актов, принимающихся органами власти всех уровней;
2. не соответствует ⅓ правовых актов, принимающихся органами власти всех уровней;
3. не соответствует ¼ правовых актов, принимающихся органами власти всех уровней;
4. соответствует ⅓ правовых актов, принимающихся органами власти всех уровней;
5. соответствуют все правовые акты, принимающиеся органами власти всех уровней.
Вопрос 2. Внеинституционально борьба за осуществление власти может развиваться посредством:
1. массовых манифестаций;
2. акций протеста;
3. гражданского неповиновения;
4. вооруженной борьбы;
5. все перечисленное.
Вопрос 3. Внутренним источником конфликтогенности статусно-ролевой структуры власти и политических отношений является:
1. неравномерное распределение власти;
2. неравномерное распределение политических прав и свобод;
3. неравномерное распределение форм участия в политической жизни;
4. неравномерное распределение уровней участия в политической жизни;
5. все перечисленное.
Вопрос 4. Какие аспекты включает в себя политический статус?
1. место в иерархии политической власти;
2. совокупность и объем политических прав и свобод;
3. совокупность и объем статусных обязанностей;
4. реальную возможность групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни;
5. все перечисленное.
Вопрос 5. Как возникают и развертываются статусно-ролевые конфликты по вертикали?
1. «верхи низы»;
2. элиты массы;
3. власть народ;
4. государство общество;
5. все перечисленное.
Задание 11
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. В межфракционных конфликтах выявляются и проявляются:
1. противоречивые тенденции в обществе, в умонастроениях и социально-политических позициях масс, политических кругов;
2. разное видение ситуации в стране;
3. разные подходы к решению назревших проблем и приоритетам в политике;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 2. Наиболее типичными статусными конфликтами являются:
1. несовпадения материально-экономического и политического статусов;
2. несовпадения социокультурного и политического статусов;
3. предписанного и достигнутого статусов;
4. все вышеперечисленное;
5. нет верного ответа.
Вопрос 3. Люди с высоким уровнем образования:
1. более требовательны в вопросах политических прав;
2. более требовательны в вопросах политических свобод;
3. имеют более широкие политические притязания;
4. все вышеперечисленное;
5. совсем не требовательны.
Вопрос 4. Ярче всего суть процессов, происходящих в современном западном обществе, проявляется
1. в конфликте между богатством и гражданскими правами;
2. в конфликте между богатством и политическими правами;
3. в конфликте между богатством и бедностью;
4. в конфликте между бедностью и гражданскими правами;
5. в конфликте между бедностью и политическими правами.
Вопрос 5. Сторонами конфликта между богатством и гражданскими правами выступает:
1. благополучное большинство;
2. «общество двух третей»;
3. обделенное меньшинство;
4. все вышеперечисленное;
5. благополучное меньшинство.
Задание 12
Продолжить изучение главы 2.
Вопрос 1. Самым распространенным источником конфликтов большинства стран Запада является:
1. неравноправие этнических групп граждан;
2. неравноправие религиозных групп граждан;
3. неравноправие расовых групп граждан;
4. все вышеперечисленное;
5. равноправие этнических, расовых, религиозных групп граждан.
Вопрос 2. Политический статус судебной власти в современной Р