Демография. Тестовые задания
Сборник заданий по дисциплине «Демография»
Оценка 5.
Задание 1.
Вопрос 1. Что означает понятие «революция» в широком смысле?
1. переворот;
2. способ перехода к новой ступени развития;
3. разрешение кризиса;
4. качественный сдвиг в развитии явления, перерыв постепенного развития;
5. отрицание прошлого.
Вопрос 2. Как осуществляется демографический переход количественного характера в течение длительного времени?
1. постепенно;
2. эволюционным путем развития;
3. скачком;
4. революционным путем;
5. спонтанно.
Вопрос 3. Назовите главную проблему в концепции демографических революций:
1. выделение схемы воспроизводства;
2. выделение общих закономерностей, этапы и последовательность воспроизводства населения;
3. типы воспроизводства;
4. логика смены типов воспроизводства;
5. формы воспроизводства.
Вопрос 4. Назовите наиболее распространенную единицу времени в демографии:
1. длина поколения;
2. год;
3. месяц;
4. полугодие;
5. квартал.
Вопрос 5. Сколько лет составляет длина поколения – единица времени в демографии?
1. 21-22 года;
2. 22-23 года;
3. 23-24 года;
4. 24-25 лет;
5. 25-27 лет.
Задание 2.
Вопрос 1. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Империи:
1. 1917 г.;
2. после 1917 г.;
3. 1919 г.;
4. до 1917 г.;
5. 1918 г.
Вопрос 2. Назовите период действия комплекса «внешних возмущений» демографических процессов в Российской Федерации:
1. с 1990 г.;
2. с 1991 г.;
3. 1992 г.;
4. 1993 г.;
5. 1994 г.
Вопрос 3. Что входит в понятие «внешние возмущения» демографических процессов?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. войны, социально-экономические потрясения, голод, репрессии;
4. уровень жизни;
5. демографические волны.
Вопрос 4. Кто является автором классической работы «Демографическая революция»?
1. А. Ландри;
2. Э. Коул;
3. К. Блеккер;
4. Э. Гувер;
5. Г. Шубнелль.
Вопрос 5. Сколько этапов развития населения выделил А. Ландри?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Задание 3.
Вопрос 1. Назовите три этапа развития населения по концепции А. Ландри:
1. примитивный, промежуточный, современный;
2. ранний, зрелый, поздний;
3. стартовый, основной, вспомогательный;
4. примитивный, зрелый, поздний;
5. ранний, примитивный, основной.
Вопрос 2. Сколько стадий развития населения, исходя из темпов роста населения, рождаемости и смертности, выделил К. Блеккер?
1. одну;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 3. Что характерно для традиционного типа воспроизводства населения?
1. высокие темпы;
2. слабые темпы;
3. не ограничиваемые рождаемость и смертность;
4. не ограничиваемая смертность;
5. ограничение рождаемости.
Вопрос 4. Что предшествовало качественному скачку в воспроизводстве населения?
1. ограничение рождаемости;
2. повышение жизненного уровня;
3. снижение уровня жизни;
4. вмешательство людей в естественные процессы воспроизводства;
5. регулирование прироста населения.
Вопрос 5. Что является главным в периодизации демографических процессов?
1. анализ статистических данных;
2. выделение качественного скачка;
3. оценка времени;
4. выделение системы характеристик интенсивности;
5. оценка структурных факторов.
Задание 4.
Вопрос 1. Какова была степень влияния общества на рождаемость на первом (традиционном или примитивном) этапе развития населения?
1. мала;
2. велика;
3. определяющая;
4. недостаточная;
5. незначительная.
Вопрос 2. Как общество начинает влиять на заболеваемость, смертность на втором этапе развития населения?
1. недостаточно;
2. эффективно;
3. незначительно;
4. реально;
5. заметно.
Вопрос 3. Назовите цель третьего этапа развития населения, к которому общество только приближается:
1. планирование числа детей;
2. планирование всех случаев рождений;
3. полное регулирование рождаемости и смертности;
4. биологическое регулирование;
5. планирование сроков появления детей.
Вопрос 4. Что является особенностью демографической революции?
1. прерывание постепенности;
2. разрешение демографических проблем;
3. спонтанность;
4. непредсказуемость;
5. неотвратимость.
Вопрос 5. Какой тип воспроизводства общество может сформулировать исходя из своих долгосрочных целей?
1. простой;
2. сложный;
3. пропорциональный;
4. оптимальный;
5. расширенный.
Задание 5.
Вопрос 1. Назовите возраст женщин в интервале повышенной брачности и рождения первых детей:
1. 19-20 лет;
2. 20-24 года;
3. 25-26 лет;
4. 27-28 лет;
5. 29-30 лет.
Вопрос 2. В каком случае могут сокращаться интервалы между рождениями?
1. при росте уровня жизни;
2. при интенсивности миграции;
3. при улучшении социально-экономической ситуации;
4. при изменении режима смертности;
5. при изменении демографического поведения.
Вопрос 3. Что представляет собой население Российской Федерации в демографическом плане?
1. сложную и противоречивую совокупность;
2. региональные отличия;
3. различия в режиме смертности;
4. разный тип воспроизводства;
5. этнические отличия.
Вопрос 4. Как следует проводить изучение режима и типа воспроизводства населения крупных многонациональных регионов?
1. при помощи статистических данных;
2. используя динамику стандартов демографии;
3. используя разностороннюю информацию;
4. как агрегацию отдельных режимов «снизу-вверх»;
5. как анализ совокупности.
Вопрос 5. С чем связаны тенденции брачности (особенно юридической) и рождаемости?
1. с ростом брачности;
2. с ростом числа активного населения;
3. с социально-экономической обстановкой;
4. с половозрастной структурой населения;
5. с закономерностями рождаемости.
Задание 6.
Вопрос 1. Как система демографических коэффициентов отражает суть происходящих процессов?
1. точно;
2. корректно;
3. объективно;
4. не точно, не корректно;
5. субъективно.
Вопрос 2. Какие современные варианты таблиц смертности населения следует исчислять сегодня?
1. статистические;
2. мультистатусные и комбинированные таблицы;
3. обобщающие;
4. аналитические;
5. результирующие.
Вопрос 3. Что оказывает определенное влияние на изменение численности, состава и качества населения ряда регионов России в последние годы?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. миграции;
4. благосостояние;
5. эмиграция.
Вопрос 4. Что следует учитывать в характере демографических процессов?
1. демографические волны;
2. правило алгортизации;
3. рождаемость;
4. смертность;
5. миграции.
Вопрос 5. Какой элемент тенденции развития населения обсуждается в последние годы?
1. рождаемость;
2. смертность;
3. продолжительность жизни;
4. вопрос о депопуляции населения России;
5. демографический кризис.
Задание 7.
Вопрос 1. Как понимается депопуляция в социально-экономической литературе?
1. негативно;
2. позитивно;
3. как форма демографического кризиса;
4. вырождение;
5. демографическая катастрофа.
Вопрос 2. На что влияет колебание численности женщин детородного возраста?
1. на количество браков;
2. на формирование демографической волны;
3. на количество рождений;
4. на демографическую ситуацию;
5. на количество активного населения.
Вопрос 3. Какой показатель используется для характеристики уровня воспроизводства населения?
1. региональный коэффициент;
2. этнический показатель;
3. стационарная возрастная структура;
4. нетто-коэффициент воспроизводства;
5. соотношение рождаемости и смертности.
Вопрос 4. Какие показатели необходимо использовать при анализе тенденций вырождения населения?
1. качественные;
2. стационарные;
3. обобщающие;
4. статистические;
5. социально-экономические.
Вопрос 5. Что нужно учитывать при оценке последствий и темпов вырождения населения?
1. возрастной состав;
2. общую численность;
3. национальный состав;
4. региональные особенности;
5. половозрастную структуру.
Задание 8.
Вопрос 1. В какой форме ставилась проблема соотношения населения и ресурсов в трудах мыслителей прошлого?
1. в сложной;
2. в упрощенной;
3. детерминированной;
4. философской;
5. в риторической.
Вопрос 2. Когда древнекитайский философ Конфуций впервые поставил вопрос об оптимальной численности населения?
1. в I в. до н.э.;
2. во II в. до н.э.;
3. в III в. до н.э.;
4. в IV в. до н.э.;
5. в V в. до н.э.
Вопрос 3. В работах мыслителей какой эпохи проблема соотношения населения и ресурсов была центральной?
1. феодальной;
2. социалистической;
3. капиталистической;
4. первобытной;
5. рыночной.
Вопрос 4. Назовите мыслителей Средневековья, выдвигавших тезис об общественной полезности увеличения численности населения:
1. Мэн Т.;
2. Сера А.;
3. Мор Т., Калтанелла Ф.;
4. Фортрей С.;
5. Уоллес Р.
Вопрос 5. Назовите имена ученых, считавших, что чрезмерный рост населения может создать реальную угрозу перенаселения:
1. Фортрей С.;
2. Сера А.;
3. Мэн Т.;
4. Таусенд Д., Уоллес Р.;
5. Аквинский Ф.
Задание 9.
Вопрос 1. Когда в общественной мысли установился политико-экономический подход к оценке соотношения роста населения и общественного развития?
1. в XVII в.;
2. на рубеже XVIII-XIX вв.;
3. в XVIII в.;
4. в XIX в.;
5. в XX в.
Вопрос 2. Какой аспект роста населения становится главным в работах А. Смита и Д. Рикардо?
1. политический;
2. социальный;
3. философский;
4. экономический;
5. географический.
Вопрос 3. Об ограниченности каких ресурсов высказался А. Смит в связи с ростом населения?
1. земельных;
2. природных;
3. сырьевых;
4. производственных;
5. энергетических.
Вопрос 4. Какой тезис сформулирован Д. Рикардо в связи с ростом народонаселения?
1. о производной экономических факторов;
2. об ограниченности ресурсов;
3. о давлении населения на средства существования;
4. об исчерпаемости сырья;
5. об ограниченности природных ресурсов.
Вопрос 5. С каких позиций теория Т.Р. Мальтуса трактовала причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф?
1. идеализма;
2. демографического детерминизма;
3. материализма;
4. с философских позиций;
5. с психологической точки зрения.
Задание 10.
Вопрос 1. Что является исходным фактором общественного развития согласно теории Т.Р. Мальтуса?
1. соотношение населения и ресурсов;
2. неограничиваемый рост населения;
3. биологическая природа человека;
4. демографическое давление;
5. биологическая природа воспроизводства населения.
Вопрос 2. Из каких законов населения К. Маркс и его последователи выводили закономерность демографической династии?
1. из эволюции социальных систем;
2. из нищеты населения;
3. из социальной детерминации;
4. из законов социально-экономического развития;
5. из диалектики развития общества.
Вопрос 3. Какие события мировой истории стали практическим опровержением теоретических положений мальтузианства?
1. промышленная революция;
2. научно-технический прогресс;
3. промышленный переворот;
4. прогресс техники;
5. развитие промышленных технологий.
Вопрос 4. Исследования каких процессов потребовали изменения в развитии населения в связи с переходом от доиндустриальной экономики к индустриальной системе производственных сил?
1. общей теории народонаселения;
2. этногенеза;
3. этнологии;
4. политической детерминации народонаселения;
5. социальной детерминации демографических процессов.
Вопрос 5. Когда возникла схема демографического перехода?
1. в середине XX в.;
2. в XIX в.;
3. в начале XX в.;
4. в XVIII в.;
5. в конце XX в.
Задание 11.
Вопрос 1. Какую эволюцию составляющих воспроизводства населения описывает теория демографического перехода?
1. стратегии развития;
2. демографическую статистику;
3. рождаемости и смертности;
4. процесс старения населения;
5. социальные последствия миграции.
Вопрос 2. Какой процесс реально обострил социально-экономические проблемы периферийных районов современного мира?
1. экологический;
2. демографический кризис;
3. экономический кризис;
4. удвоение населения в течение жизни одного поколения;
5. социально-политические проблемы.
Вопрос 3. Какой процесс наблюдается в динамике населения развитых стран мира?
1. спад роста населения;
2. депопуляция;
3. старение населения;
4. масштабная миграция;
5. эмиграция.
Вопрос 4. Сколько существует типов экономико-демографических моделей?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 5. Назовите основные факторы экономического развития по модели Р. Харрода и Е. Домара:
1. открытие новых ресурсов;
2. освоение новых районов;
3. автоматизация производства;
4. демографическая динамика, наряду с техническим прогрессом;
5. освоение новых технологий.
Задание 12.
Вопрос 1. Сколько факторов экономического развития выделяли Р. Харрод и Е. Домар?
1. один;
2. два;
3. три;
4. четыре;
5. пять.
Вопрос 2. Назовите факторы экономического развития по Р. Харроду и Е. Домару:
1. технические;
2. социальные;
3. эргономические;
4. экзогенные и эндогенные;
5. природные.
Вопрос 3. Что относилось к числу экзогенных факторов?
1. население, изменяющееся с постоянным темпом;
2. трудовые ресурсы;
3. подготовка специалистов;
4. эргономика;
5. переподготовка персонала.
Вопрос 4. По какому направлению шло дальнейшее развитие экономико-демографических моделей?
1. по статистическому;
2. по прагматическому;
3. по модели Харрода-Домара;
4. по математическому;
5. в определении связи между рождаемостью, потреблением, сбережением, занятостью и доходом на душу населения.
Вопрос 5. В каком году вышла ставшая классической книга А. Коула и Э.Гувера «Рост населения и экономическое развитие в странах с низким уровнем дохода»?
1. 1956 г.;
2. 1957 г.;
3. 1958 г.;
4. 1959 г.;
5. 1960 г.
Задание 13.
Вопрос 1. Как рассматривали А. Коул и Э. Гувер фактор прироста населения?
1. демографический рост как экзогенный фактор;
2. как сдерживающий общий прирост производительности;
3. как схему микроанализа;
4. демографический рост как эндогенный фактор;
5. на макроэкономическом уровне.
Вопрос 2. Назовите школу, в моделях которой была заложена зависимость между ростом населения и уровнем среднедушевого дохода:
1. неоклассическая;
2. модель Харрода-Домара;
3. модель Коула-Гувера;
4. неокейнсианская;
5. классическая.
Вопрос 3. Какой подход использовал Р. Нельсон для объяснения демографических процессов?
1. социологический;
2. философский;
3. корреляционный;
4. экономический;
5. статистический.
Вопрос 4. Сколько конфликтов произошло между развивающимися странами с применением военной силы в период 1945-1980 гг.?
1. 70;
2. 80;
3. 90;
4. 100;
5. 101.
Вопрос 5. В скольких случаях в конфликтах периода 1945-1980 гг. этнодемографические факторы влияли на возникновение конфликтной ситуации?
1. в 20% случаев;
2. в 30% случаев;
3. в 40% случаев;
4. в 50% случаев;
5. в 60% случаев.
Задание 14.
Вопрос 1. Сколько сфер расселения сл